Карта о. Пасхи

Карта острова Пасхи
Андрей Бондарев


Если посмотреть на карту с точки зрения наличия низменных мест на острове, то

заметно, что такие места находятся с запада в районе Ханга- Роа. С южной стороны от вулкана Ронго- Као до вулкана Пуа- Катин, с восточной стороны от бухты Анакена до бухты Лаперуза.

Эти низменные места туземцами наиболее полно использовались для земледелия и в тоже время они наиболее подвержены разрушительному воздействию цунами, а также мощных потоков воды с вулканов и селей. При этом надо иметь в виду, что в месте расположения аху Тангарики волна цунами при достаточной высоте вообще могла пройти полностью по низменным местам с южного побережья до восточного и наоборот, смывая все и уничтожая на своем пути. Кроме того, рассматривая карту видно, что аху и статуи имеют наиболее большую плотность в этих низменных местах, что на мой взгляд неслучайно.

В более ранние времена в районе Поике был канал, соединяющий южное и восточное побережье большим рвом. По некоторым данным ров предназначен для защиты длинноухих от короткоухих, но это довольно странно, потому что прожить им в районе Поике в долгосрочной перспективе было невозможно. Скорее всего такой ров имел другое назначение, он выполнял гидротехнические функции по отводу воды с вулкана Пуа- Катин для исключения затопления сельскохозяйственных угодий.

При этом довольно странно зачем размещать аху с статуями в низменных местах, где волны могут разрушить эти сложные сооружения, которые считаются культовыми. Наверно, было бы гораздо проще установить их на более возвышенных местах, что повышало бы их сохранность и значительно сокращало бы объем проводимых работ. Эти сооружения, аху с установленными на них статуями имели другое назначение:
Главное их назначение заключалось в предотвращении затопления низменных мест острова от цунами разной силы. Это подчеркивается размещением аху а наиболее опасных местах, а также значительным и трудоемким укреплением аху со стороны моря.
Увеличение веса и размеров статуи преследовало значительное снижение силы волны цунами при их воздействии на статуи. Их опрокидывание и волочение требовало значительной энергии, что и приводило к снижению разрушительной силы цунами. В частности, об этом свидетельствует цунами 1960 года, когда цунами опрокинуло статуи, протащило и разрушило их.
Между тем, нельзя отрицать, что эти статуи имели и культовое значение, туземцы рассчитывали и на их магическую силу при катастрофах, хотя это думаю было не основным.
Размещение статуй на склонах вулканов имело целью не допустить схода селей при тайфунах и циклонах, которые могли уничтожить посевы, так и стоящие в низменности хижины туземцев. На одной раскопанной статуи видно, что она имеет другие пропорции, то есть гораздо большую длину, что имело целью использование ее в качестве сваи для предотвращения схода грунта при катастрофических явлениях природы.


Подробнее это будет рассмотрено при описании некоторых фотографий, подтверждающих вышеизложенную точку зрения. При этом надо отметить, что я считаю неправильной точку зрения, что туземцы, пасхальцы сами разрушили и повалили эти все статуи. Статуи были повалены в результате мощного землетрясения и возникшего на основе его мощного цунами. Возникшая в результате чего, катастрофа привела к гибели значительного количества туземцев, пасхальцев, их хижин и запасов продовольствия. При этом сложились такие условия, что оставшаяся часть населения острова была поставлена на грань выживания, возникали конфликты из- за недостатка продуктов питания, нехватки жилья. Возникали эпидемии, которые сокращали и так уже немногочисленное населения. Все это привело к тому, что хорошо ранее налаженные порядки и обычаи были утрачены.

Общество и его культура пришли в упадок. Сокращающиеся в результате природных катастроф ресурсы острова не позволили населению достичь тех уровней развития, которые они имели ранее. Изолированность острова Пасхи, то есть отсутствие связи с другими населенными островами и как следствие торговли только усугубило сложную ситуацию и обусловило дальнейшую, суровую историю острова.

Надо иметь в виду и то, что все аху были восстановлены рядом стран в порядке благотворительности и помощи острову Пасхи. При этом мне неизвестно насколько достоверно прошло восстановление и было ли фотографирование и описание состояние аху до восстановления. Здесь важно знать, как проходило восстановление, оно было частичным или полным, учитывались ли наклоны поверхностей для стока и отвода воды или восстановление преследовало лишь создание экспонатов музея под открытым небом.

Все эти вопросы требуют дальнейшего рассмотрения…

Комментариев нет:

Отправить комментарий